Кировскому району, частице города Новосибирска, никак не менее 300 лет: наш район продолжил историю большого села Кривощековского, которое ведет свое летоисчисление от самых первых лет русской колонизации на территории будущей Новосибирской области. В целом историю территории современного Кировского района можно разделить на четыре периода:
Информация о существовании «новоселебной» деревни на территории современного Новосибирска содержится в документах первых алтайских горнорудных предприятий, которые датированы концом XVI века. Анкетные данные некоторых рабочих позволяют сделать вывод, что закладка деревни состоялась в 90-х годах XVI века. Видимо, эта деревня стала одним из первых невоенных поселений колонистов из Московского Государства в Телеутском каганате. Телеутский каганат охватывал большую часть Верхнего Приобья и назывался страной «белых калмыков».
Почему телеуты дали Москве «добро» на это строительство, никому не известно. Московское государство договором признало суверенитет Телеутского каганата в 1609 году, и после его заключения телеуты любыми способами пресекали посягательства на их территорию. По всей видимости, зарождение будущего Новосибирска было каким-то образом связано с событиями, произошедшими почти через 100 лет. В 1697 году в Джунгарии, которая предъявляла права на все Верхнее Приобье, сменился хан. В том же году телеутским каганом стал Шал Табунов, сменив Табуна Конаева. Известно, что Шал Табунов сразу же принял московское посольство, и что прежний межгосударственный договор с Москвой о сотрудничестве и взаимопомощи был перезаключен. Судя по всему, во время этой встречи Шал Табунов сделал жест в сторону Кремля, призванный закрепить дружественные отношения: для организации торговли было выделено место на левом берегу Оби. По всей видимости, тогда же, в 1697 году, поселенцы построили здесь деревню в одну улицу. Это место сегодня и есть наш Кировский район города Новосибирска.
И в ту пору телеуты время от времени воевали, защищали свои границы. Из исторических хроник явно проступает намек на то, что торжище «москвитов» выступало в роли свободной зоны. Телеутам и казакам требовалось место, где они могли спокойно вести переговоры и торговлю.
Когда в 1713 году начался массовый исход всей военно-аристократической элиты телеутов в северную Монголию (Джунгарию), государство загадочных «белых калмыков» перестало существовать, но верхнее Приобье, уже имевшее название Кривощековского, проявляло невиданную активность русских поселенцев, в большинстве своем, на левом берегу реки.
К концу XVIII века здесь числилось 37 названий хуторов, деревень и сел, общей численностью 636 дворов. И так как они располагались очень компактно, то официально назывались Кривощековской слободой. В нее входили Большое и Малое Кривощековские села, деревни Криводановка, Ересная, Бугры, Перово, Вертково и другие. Фактически вся слобода занимала территорию современного Левобережья.
В конце XIX века произошли 2 события, изменившие развитие этого поселения. В конце августа 1891 года в Большом Кривощековском селе состоялось выездное совещание, в котором приняли участие 3 имперских чиновника. Это были Михайловский К. Я.— начальник Управления по сооружению железных дорог МПС, генерал Березин В. И.— действительный статский советник, будущий подрядчик и Роецкий В. И. — командир изыскательного отряда. Рассмотрев гидрогеографические материалы, представленные Роецким, имперская тройка приняла окончательное решение рекомендовать в МПС линию пересечения Оби. Таким образом, в районе села Кривощековское было определено место для строительства первого железнодорожного моста через Обь.
На рубеже XVIII и XIX веков
1897 год. Поселку было 5 лет, а население составляло около 8 тысяч человек.
Мы имеем живое и выразительное, свидетельство о поселке Новониколаевском того времени. Это свидетельство никого иного, как Ленина В. И. Как известно, 29 января 1897 года было подписано «высочайшее повеление» о высылке молодого Ленина в Восточную Сибирь под гласный надзор полиции сроком на 3 года. Ленин получил разрешение следовать в ссылку, в распоряжение иркутского генерал-губернатора не по этапу, а за свой счет, по проходному свидетельству. В Иркутск он не попал, остановился в Красноярске, где и получил распоряжение поселиться в Шушенском.
И вот 2 марта 1897 года он с дороги пишет матери, Марии Александровне, письмо с обратным адресом «Станция Обь»:
«Пишу тебе, дорогая мамочка, еще раз с дороги. Остановка здесь большая, делать нечего, и я решил приняться паки и паки за дорожное письмо — третье по счету. Ехать все еще остается двое суток. Я переехал сейчас на лошадях через Обь и взял уже билеты до Красноярска. Так как здесь движение пока «временное», то плата еще по старому тарифу, и мне пришлось отдать 10 р. билет + 5 р. багаж за какие-нибудь 700 верст!! И движение поездов здесь уже совсем непозволительное. Эти 700 верст мы протащимся двое суток... чем дальше, тем тише ползут поезда.
Переезд через Обь приходится делать на лошадях, потому что мост еще не готов окончательно, хотя уже возведен его остов. Ехать было недурно,— но без теплого (или, вернее, теплейшего) платья удалось обойтись только благодаря кратковременности переезда: менее часа...
...Несмотря на дьявольскую медленность передвижения, я утомлен дорогой несравненно меньше, чем ожидал. Можно сказать даже, что вовсе почти не утомлен. Это мне самому странно, ибо прежде, бывало, какие-нибудь 3 суток от Самары до С.-Петербурга и то измотают. Дело, вероятно, в том, что я здесь все ночи без исключения прекрасно сплю. Окрестности Западно-Сибирской дороги, которую я только что проехал всю (1300 верст от Челябинска до Кривощекова, трое суток) поразительно однообразны: голая и глухая степь. Ни жилья, ни городов, очень редки деревни, изредка лес, а то все степь. Снег и небо — и так в течение всех трех дней. Дальше будет, говорят, сначала тайга, а потом, от Ачинска, горы. Зато воздух степной чрезвычайно хорош: дышится легко. Мороз крепкий: больше 20°, но переносится он несравненно легче, чем в России. Я бы не сказал, что здесь 20°. Сибиряки уверяют, что это благодаря «мягкости» воздуха, которая делает мороз гораздо легче переносимым. Весьма правдоподобно...».
История Кировского района, такого, какой мы знаем, начинается с 30-х годов двадцатого столетия.
В 1930 году было принято решение о строительстве крупных заводов на левом берегу реки, железной дороги от станции Толмачево к шахтам и рудникам Кузбасса.
В соответствии с постановлением Президиума ВЦИК от 20 октября 1930 года был образован Заобский район. В городскую черту включены населенные пункты: Большое Кривощеково, село Бугры, деревни Вертково, Ерестня, Перево, Малое Кривощеково, Усть-Иня, сельскохозяйственная опытная станция и внеусадебные земли селений Каменское и сельхозкомунны им. Сырцова. Центром района стало Большое Кривощеково. Район занимал площадь 143 кв. км. Население составило 45 тыс. человек.
2 декабря 1934 года Постановлением Президиума Новосибирского городского Совета Заобский район был переименован в Кировский.
Годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война началась для всех по-разному, но неизменно в каждом оставила свой глубокий след. Для нашего района ее начало было приемом эвакуированных, все строительные работы, связанные с размещением эвакуированных заводов, объявлялись первоочередными. Значительная доля оборудования машиностроительных, металлургических, угольных предприятий была ввезена именно в наш, наиболее индустриальный, район Новосибирска.
На строящийся завод «Сибметаллстрой» (позднее — комбинат №179) прибыло оборудование и кадры 15 заводов из городов: Подольска (завод №188), Ростова-на-Дону (заводы №136 и №513), Таганрога (завод №65), Тулы (завод №187) и многих других. Комбинат сразу превратился в крупное предприятие страны и стал получать важные правительственные заказы на изготовление оборонной продукции. Впоследствии в результате гигантского строительства и установления прибывшего оборудования из комбината №179 выделились как самостоятельные четыре завода — металлургический, завод №556 («Сибтекстильмаш»), завод №677 («Луч») и завод №188 (Низковольтной аппаратуры).
Кировский район, который к 1940-ым годам только начинал очерчивать свою промышленную зону, за годы войны превратился в один из мощнейших центров по производству некоторых видов вооружения и боеприпасов, дал рождение новым предприятиям, которые являются опорой нашего города и по сей день – Оловозавод, заводы «Тяжстанкогидропресс», металлургический, строительных машин, химический, химико-фармацевтический, а также мелькомбинат №5 и ТЭЦ.
За годы Великой Отечественной войны район поставил фронту 125 млн снарядов и мин, почти 27% всех снарядов, израсходованных действующей армией, 15797 самолетов, 6 бронепоездов, около 4 млн комплектов летнего и зимнего обмундирования.
Но не только своей работой в тылу помогали кировчане стране в борьбе с фашизмом. На территории района за годы войны были укомплектованы 1 дивизия, 2 полка, 3 батальона, 6 рот, 4 различные команды. Кроме этого, мы по праву можем гордиться тем, что именно из Кировского военкомата уходил на фронт один из самых легендарных летчиков Великой Отечественной войны – Александр Иванович Покрышкин.
Нельзя забывать также о подвиге ребят из Кировского района в бою за высоту с отметкой 224,1 у деревни Рубеженка Куйбышевского района Калужской области, увековеченном в песне «На Безымянной высоте».
Немногие знают, что история этой песни неразрывно связана с нашим районом, так как 17 из 18 ребят были новосибирцами, а 10 из них были призваны на фронт Кировским райвоенкоматом. Именно они вызвались добровольцами в состав штурмовой группы, которой в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года было поручено взять стратегически важную высоту, с которой открывался путь на осажденный город Рославль.
От середины XX века к современности
В начале 50-х годов на пустырях Кировского района развернулось строительство промышленных объектов.
В 1950 году начал строиться один из самых крупных ныне в стране предприятий электротехнической промышленности завод «Сибэлектротяжмаш» (турбогенераторный завод) – ныне НПО «ЭЛСИБ» ОАО.
В 1954 году был основан завод «Сиблитмаш» (литейные машины и автоматические линии), который до сих пор специализируется на производстве литейных машин и автоматических линий. В октябре 1957 года была изготовлена первая литейная машина, а в 1968 году освоен выпуск производственных автоматических линий.
В мае 1955 началось строительство завода электротермического оборудования «Сибэлектротерм», специализирующегося на выпуске электропечей для производства ферросплавов, газовой цементации обжига сталей различных марок. Здесь впервые в стране освоен выпуск 100-тонных дуговых сталеплавильных печей, а затем и производство печей в 200 тонн.
В это же время готовились к запуску мощности заводов ЖБИ-1 и КПД-6, мебельного комбината № 2, позже ввелись в строй мощности заводов «Сибстанкоэлектропривод», вентзаготовок, сварных конструкций, пивоваренно-винодельческого комбината, молкомбината, авторемонтного завода.
Для работы на этих предприятиях требовалось большое количество рабочих, поэтому было принято решение о строительстве жилого массива, получившего название «Затулинский». Одним из первых примеров квартальной застройки в городе Новосибирске стал архитектурно-планировочный комплекс по улице Мира, который возводился с 1950 по 1955 годы. В октябре 1952 года в поселке «Тяжстанкогидропресса» было закончено строительство Дворца Культуры. На долгие годы это клубное здание стало ведущим в застройке улицы Мира и всего поселка.
В настоящих границах Кировский район был создан в результате разделения левобережной части города на 2 района на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР 9 декабря 1970 года.
Население Ленинского района (северо-западная часть) составляло 242 тысячи человек, Кировского (южная - Затулинская часть) – 120 тысяч.
7 января 1971 года решением исполкома горсовета граница между районами установлена по улицам: Новогодняя, Сибиряков-Гвардейцев, Вертковская, Троллейная до окончания Станиславского жилмассива и далее по реке Тула.
Протяженность района с севера на юг составляет – 6,3 км, с запада на восток – 8,9 км, протяженность прибрежной зоны – 9,8 км. Территория района - 52 кв. км, что составляет 10,6% общей площади города Новосибирска.
На 2021 год численность населения составила 190 тысяч человек (в 2015 – 179 986 ч., в 2016 – 181 984 ч., 2020-187000 ч.), проживающих на территории Кировского района.